В соответствии с нормами законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение большого объема необходимой документации.
Ниже приведены наиболее типичные документы, наличие которых обязательно для любого предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. При этом в отношении конкретных видов природопользования (в том числе недропользования, водопользования, лесного хозяйства и др.) законом устанавливаются дополнительные требования к ведению производственной документации.
Организационно-распорядительные документы
Удостоверение либо иной документ, подтверждающий подготовку
руководителя предприятия в области охраны окружающей среды и экологической
безопасности (ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране
окружающей среды»).
Документы, подтверждающие подготовку должностных лиц,
допущенных к обращению с отходами I — IV классов опасности по
соответствующим образовательным программам (ст. 15 Федерального закона от
24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, осуществление производственного экологического контроля на предприятии, а также должностные инструкции указанных лиц, приказы об их приеме на работу и документы, подтверждающие их профессиональную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Разрешительная документация в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а именно — имеющиеся у предприятия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешения на пользование водными объектами, заключенные договоры аренды лесных участков, водопользования, недропользования, лицензии в сфере экологии и природопользования (при их наличии).
Производственный экологический контроль
В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, установленных действующим законодательством.
Документация производственного экологического контроля должна содержать следующие сведения:
- программа производственного экологического контроля,
- план-график мероприятий производственного экологического контроля,
- план-график мероприятий инструментального контроля за соблюдением
нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
- план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения,
- документы, подтверждающие аккредитацию специализированной лаборатории предприятия, осуществляющей инструментальные измерения в рамках производственного контроля, а в случае отсутствия тапкой лаборатории -договор со сторонней организацией, имеющей аккредитованную лабораторию на оказание услуг по проведению измерений,
- документы, подтверждающие внесение контрольно-измерительной аппаратуры в государственный реестр и своевременную поверку всех измерительных приборов,
- сведения о технологических процессах, технологиях, об используемом на предприятии оборудовании, о применяемом топливе, сырье и материалах, об образующихся отходах производства и потребления,
- результаты производственного контроля (протоколы анализов, журналы учетов, предусмотренных программой производственного контроля и т.д.).
Документация производственного контроля в сфере обращения с
отходами
В случае если хозяйственная деятельность предприятия связана со сбором, накоплением, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» необходимо осуществлять производственный контроль за соблюдением обязательных требований в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами устанавливается по согласованию с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией).
Учет образования, использования, обезвреживания и размещения отходов
Согласно ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 №721. Материалы учета являются официальной информацией в области обращения с отходами и составляют:
- данные инвентаризации отходов,
- паспорта отходов I — IV классов опасности (при их наличии),
разработанные в соответствии с Порядком проведения паспортизации отходов,
утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712,
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства),
- субъекты малого и среднего предпринимательства, в деятельности
которых образуются отходы, предоставляют в уполномоченные органы
государственной власти в соответствии с их компетенцией отчетность об
образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в
уведомительном порядке,
- данные учета образования, использования, обезвреживания и
размещения отходов (журнальные учеты, предусмотренные программами
производственного экологического контроля),
- отчетность в области обращения с отходами по установленным формам.
Вышеназванные требования в сфере обращения с отходами не распространяются на предприятия и организации, осуществляющие деятельность по обращению с биологическими, медицинскими и радиоактивными отходами.
Документация на газоочистные установки
Для предприятий, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее — ГОУ), необходима следующая документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенного для контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:
- приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и
обслуживание ГОУ,
- приказ о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ,
- утвержденные инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектных и пуско-наладочных организаций,
- паспорта установок, зарегистрированные в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности,
- акты осмотра ГОУ при обследовании установок (обследование должно проводится не реже одного раза в полугодие специально созданной комиссией) и протоколы оценки эффективности их работы.
При этом следует иметь в виду, что «Правила эксплуатации установок очистки газа» ПЭУ-84 (утверждены приказом Министра химического и нефтяного машиностроения СССР от 28.11.1983) не распространяются на установки очистки газа от работы транспортных средств и от агрегатов, осуществляющих выбросы радиоактивных веществ
6. Отчетность в сфере охраны окружающей среды и
природопользования
На территории Российской Федерации установлены формы федерального статистического наблюдения в области экологии, природопользования и экологической безопасности. Основными из них являются:
6.1. Отчетность по форме 2-ТП (отходы), утвержденная Приказом
Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 №17 «Об
утверждении статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за отходами производства и потребления».
Периодичность предоставления отчета — годовая.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, вне зависимости от объема годового образования отходов, предоставляют отчет по указанной форме до 01 февраля после окончания отчетного периода в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
6.2. Отчетность по форме 2-ТП (воздух), утвержденная Приказом
Федеральной службы государственной статистики от 29.08.2014 №540 «Об
утверждении статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной
средой».
Периодичность предоставления отчета — годовая.
Все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные, в том числе паровые и газовые, сети газопотребления и газораспределения, независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет) предоставляют отчет по указанной форме до 22 января после окончания отчетного периода в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по месту осуществления деятельности.
6.3. Отчетность по форме 2-ТП (водхоз), утвержденная Приказом
Федеральной службы государственной статистики от 19.10.2009 №230 «Об
утверждении статистического инструментария для организации федерального
статистического наблюдения за использованием воды».
Периодичность предоставления отчета — годовая.
Отчет предоставляется всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- осуществляющими сброс (отведение) сточных вод,
осуществляющими забор (изъятие) воды из водных объектов в объеме 50 м и более в сутки (150 м в сутки и более для сельскохозяйственных предприятий),
- получающими воду из систем водоснабжения объемом более 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды (150 м3 в сутки и более для целей производства сельскохозяйственной продукции),
- имеющими системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки, независимо от объема забираемой воды.
Отчет предоставляется в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту осуществления деятельности не позднее 22 января после окончания отчетного периода.